Во-первых - главным требованием для производителя должно стать максимальное использование такого сырья в производстве, продукцию из которого можно переработать после того, как она потеряет потребительские свойства и станет отходом (в частности, упаковка). В бытовом мусоре именно упаковка составляет львиную долю.
Упаковка должна иметь цветовую индикацию для упрощения процедуры сортировки, содержать прямую информацию из каких материалов она изготовлена и подлежит ли она утилизации. Такая информация должна занимать не менее 1/3 части упаковки. Сегодня покупатель, совершая покупку в магазине в принципе не задумывается, насколько экологична упаковка товара, поддается она или нет многократному рециклингу. Например, упаковка сока типа тетрапак направляется на захоронение, что несет существенный вред экологии. А упаковку в виде ПЭТ-бутылки (плёнки, стекла, бумаги, картона) возможно утилизировать с минимальным ущербом для окружающей среды.
Для повышения качества выборки полезных фракций отходов, поступивших на МСК, производителем упаковки (товара) должна быть нанесена специальная метка, для идентификации материала. Цифровые и оптические технологии современных МСК позволяют более качественно сепарировать отходы по цвету упаковки, или через считывание информации на микрополоске (метке), нанесенной на упаковку.
Вовлечение потребителя в процесс подготовки отхода продукции для переработки - задача производителя.
Во-вторых, население (потребители) - почти все твердые коммунальные отходы (ТКО) без разбора сваливает в мусорные контейнеры, в простонародье - на помойку, с надеждой, что кто-то их рассортирует и вернет во вторичный оборот. И это неправильно в принципе. Место «помоек» во дворе должны занять станции раздельного сбора отходов, как минимум, четырех основных видов: пластик, стекло, бумага и пищевых отходов.
Возвращаюсь к вопросу об ответственном потреблении.
В системе экономики замкнутого цикла потребитель, выбирая между ремонтом товара и отправкой товара в контейнер должен выбирать именно ремонт товара. И данная задача тоже должна решаться параллельно двумя главными силами: производители товаров и потребители товаров.
Если производители не начнут изготавливать запасные части к товарам, организовывать пункты и разрабатывать программы обслуживания своей продукции, производить товары с применением принципов ресурсосбережения, а органы государственной власти (региональные и муниципальные) не начнут поддерживать открытие пунктов ремонта и восстановления товаров, то все усилия по экологическому просвещению граждан будут тщетны.
С другой стороны, если граждане не приобретут навык, привычку ремонтировать вещи, то добиться цели продления срока службы товара тоже будет очень сложно.
В схеме, которая была указана выше: «потребление – ремонт/восстановление – потребление – ремонт/восстановление» - именно вот этот цикл и является жизненным циклом товара с точки зрения ответственного потребления. Чем больше раз товар будет ремонтироваться и возвращаться потребителю, тем дольше этот товар не станет отходом.
Наше население достаточно экологически продвинуто, и как только будет задан алгоритм действий всех участников - начнется движение в эту сторону.
В третьих, наладить взаимодействие власти с УК и ТСЖ, с целью переоборудования контейнерных площадок для размещения ТКО станциями по раздельному сбору отходов. УК и ТСЖ должны в обязательном порядке оборудовать ими буквально каждый двор.
Переход на раздельный сбор должен происходить одномоментно и повсеместно, этим процессом должны управлять муниципалитеты при помощи административно-контрольных мер. А отнюдь не добровольно, как сейчас. Население готово сортировать, а разместить негде.
В-четвертых, региональные операторы, вместо создания монополии, должны заниматься экономикой, то есть распределением средств за услуги ЖКХ по вывозу раздельно собранных ТКО и контролем за выполнением своих обязанностей подрядчиками - транспортными компаниями, осуществляющими вывоз мусора с мест накопления до МСК, согласно региональной территориальной схеме обращения с отходами потребления и производства.
В рамках линейной экономики маршрут мусоровозов пролегает от контейнерной площадки до полигона (городской свалки), и лишь небольшая часть мусора попадает на МСК.
Сегодня региональный оператор на тарифе: чем больше рейсов - тем больше заработок. Вывоз раздельно собранных отходов не повысит трудозатраты и расходы региональных операторов т.к. количество перевозимых отходов останется неизменным.
Надо решить вопрос какая будет ответственность, если оператор смешает один вид отходов с другим. Необходимо, в обязательном порядке, вводить дифференцированные тарифы на раздельно собранные ТКО и на смешанные, чтобы раздельный сбор становился выгоднее для потребителя.
В-пятых, МСК (мусоросортировочный комплекс) - в каждом МО необходимо стратегически продумать размещение МСК, чтобы это было выгодно по логистике, экономике, что многократно повысить качество обращения с отходами и контроль со стороны властей.
Необходимо сепарировать 100% бытовых отходов с целью отделить ту часть мусора, которая поддается переработке, от неперерабатываемой. Первую - направлять на переработку в утилизирующие компании, вторую - на обезвреживание и захоронение на мусорном полигоне.
Ввести систему учета и контроля за объёмами выборки полезных фракций на МСК и передачу их на утилизацию.
Возможно, для этого потребуется внести изменения в постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов».
Но, в этой связи сразу же возникает вопрос – как МСК будут исполнять данные требования? Ведь, к сожалению, в большинстве случаев применяется ручной труд, ручная сортировка отходов. Для повышения КПД сортировочных станций их необходимо переводить на автоматические методы и способы сортировки.
В-шестых, утилизация как регулируемый вид деятельности.
Какая часть отходов перерабатывается, а какая - нет, сегодня неизвестно, поскольку никакой статистики не ведется. Региональный оператор перевозит отходы по тарифу, МСК сортирует по тарифу, отходы на полигонах размещаются по тарифу. Предприятия утилизирующие отходы работают на коммерческой основе и возьмут на переработку только выгодные для бизнеса материалы. Обязательств у них нет. В данном случае заинтересовать утилизаторов заняться переработкой невыгодных для бизнеса материалов только за счет средств РОП.
Требуется отладить механизм, который встроит в систему переработки отходов утилизирующие компании. Надо заинтересовать МСК, чтобы, как минимум 50% выбранных полезных фракций ТКО направлялись на утилизацию до уровня сырьевой базы. И это было бы обязательством.
В седьмых и восьмых. Обезвреживание и захоронение. Прежде чем попасть на полигон, перерабатываемые остатки отходов, оставшиеся после сортировки, должны пройти стадию обезвреживания. Сегодня, это звено между МСК и полигоном отсутствует. В рамках обезвреживания должна происходить либо энергетическая утилизация (через сжигание) либо компостирование пищевых органических отходов, перевод их в стадию гумуса (удобрения для АПК), RDF топлива, чтобы в результате на полигон попадало не более 10% (вместо нынешних 90%) от общей массы отходов.
Мошенничество при обработке на МСК можно пресечь при помощи крупных штрафов за рост объемов захоронения. При таком подходе огромная площадь нынешних полигонов начнёт сокращаться в разы, а затем можно будет приступить к переработке накопленных отвалов с последующей рекультивацией земли.
В-Девятых, возвращение в оборот восстановленного сырья. Утилизация должна включать в себя переработку до уровня товарного сырья, из которого было произведено изделие, а не продукцию (товар), используемую потребителем. Выпуская продукцию, утилизирующая компания становится плательщиком РОП, и мы опять потеряем важную часть системы.
Закон об ЭЗЦ сделает утилизацию экономически выгодной, иначе утилизатор за неё и браться не будет (что сегодня и происходит). Плата РОП должна обеспечивать финансовую стабильность отрасли по возвращению отходов во вторичный оборот.
Предприятия, производящие продукцию, должны использовать вторичное сырье наравне с первичным сырьем, что замкнет цепочку задач по переходу на ЭЗЦ.
Десятое, и самое важное – у каждого предприятия должен быть директор (руководитель, начальник и т.д.). Контроль со стороны Федеральных и Региональных властей государства. Созданы все возможности для стимулирования производства продукции из вторсырья (ПП РФ 1224). Появились новые инструменты, но не хватает координации действий всех участников сферы переработки отходов.
Эту координирующую роль должно взять на себя учреждение, управленческий центр - Министерство или Департамент развития ЭЗЦ, который будет иметь полномочия по координации и контролю всех взаимодействий и технологической цепочек участников ЭЗЦ (от производителей до захоронения минимума отходов). Чтобы упаковка была перерабатываемой, чтобы средства РОП обеспечивали утилизацию, находились средства на раздельную транспортировку (раздельное транспортирование) и не было мошенничества при обработке отходов на МСК, обезвреживание и захоронении на полигонах и т.д.
Опять же, возвращаюсь к тому, что ЭЗЦ должно контролировать процесс проектирования товара – это не относится к компетенции тех ведомств в регионах, которые отвечают за региональные проекты по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (по большей части, это Минприроды или МинЖКХ субъектов Российской Федерации). Если мы хотим начать решать проблему с начала (как было сказано в начале данной статьи), а не бороться с последствиями (отходами), то Министерство или Департамент ЭЗЦ должен иметь данные о всей цепочке жизненного цикла товара (от его задумки до его потребления, до того момента, как продукция стала отходом, но одновременно с этим, данное ведомство должно иметь представление о способах и методах утилизации отходов, чтоб давать рекомендации по введению запретов на производство товаров из не утилизируемых материалов.
Сегодня это звено (орган) отсутствует, у каждого ведомства - свои подходы к производству, потреблению, ремонту товаров и утилизации отходов, а у семи нянек, как известно, дитя без глазу.