Переход на экономику замкнутого цикла (ЭЗЦ), что это?
– Сокращение объёма отходов при захоронении и каким образом? Что такое RDF топливо и сферы его применения? Компостирование и применение данного продукта в жизни человека? Энергетическая утилизация – те же концентрированные выбросы в атмосферу и размещение сажи на полигонах?

В этой статье хотим рассмотреть и иную точку зрения.

ЭЗЦ - мечта или реальность?

В экспертном сообществе активно обсуждается проект федерального закона об экономике замкнутого цикла (ЭЗЦ), который в первую очередь призван урегулировать отношения участников сферы переработки отходов. Каковы преимущества ЭЗЦ перед сложившейся системой обращения с отходами? Что предстоит сделать для создания полноценной отрасли утилизации со стопроцентной переработкой отходов? Попробуем разобраться.

Экономика замкнутого цикла – это процесс ответственного производства и потребления, при котором, с одной стороны, происходит сокращение потребления природных ресурсов (первичных ресурсов) путем замены какого-то их процента на вторичные ресурсы, с другой стороны происходит уменьшение объема захоронения отходов путем вовлечения полезных компонентов отходов во вторичный оборот. С третьей стороны ЭЗЦ призывает к ответственному потреблению, которое приводит к продлению срока службы товара – то есть, чтобы товар как можно дольше сохранялся в экономике и не превращался в отход. Это достигается путем ремонта и восстановления товаров и т.д.
Альтернативное топливо из отходов (RDF топливо) – это топливо, полученное в результате утилизации отходов, в том числе из ТКО, и соответствующее ГОСТ 33516-2015 «Топливо твердое из бытовых отходов» и техническим условиям договора поставки, устанавливающего правовые отношения между производителем и потребителем данного вида топлива (согласно отраслевой программе «Применение альтернативного топлива из отходов в промышленном производстве на 2022 – 2030 годы. Паспорт которой утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 28.12.2022 № 16042п-П11).
Применение RDF-топлива из отходов возможно не во всех высокотемпературных агрегатах, только в тех, которые оснащены системами очистки выбрасываемых газов, кроме того обслуживание данного оборудования дорогостоящее и использование природного экономически выгоднее.
Компостирование – это процесс разложения органических материалов под действием микроорганизмов. В настоящее время термин не имеет законодательно закрепленного определения, органические отходы очень трудно извлекаемое из отходов ТКО для приготовления качественных органических материалов используемый в сфере сельскохозяйственной деятельности.
Указ президента № 474 от 27 июля 2020 года ставит целью к 2030 году обеспечить стопроцентную сортировку ТКО (твердых коммунальных отходов), а также снизить как минимум вдвое объем отходов, направляемых на полигоны для захоронения.
Рассмотрим, что делается в этом направлении в Свердловской области и каковы возможности в этом плане.
Предприятия малого и среднего бизнеса региона занимаются переработкой отходов производства и потребления уже достаточно давно, но разрозненно и без системно, каждое в своей нише. В 2020 году утилизирующие предприятия объединили свои усилия в рамках создания отраслевого союза. Участники Союза отходоперерабатывающих предприятий УрФО (СОПП УрФО) пришли к выводу, что для создания и развития отрасли переработки отходов необходимо решить нескольких принципиальных задач.
Прежде всего – разобраться с целью, поставленной правительством. Для того, чтобы сократить размещение отходов необходимо комплексно и системно проработать с предприятиями производителями продукции, которая после утраты потребительских свойств станет отходом и сократить производство таких изделий из не перерабатываемых материалов. Это и ляжет в основу законопроекта ЭЗЦ, так как сокращение использования первичных ресурсов и должно рассматривается на арене государственной политики в рамках устойчивого развития страны.
Далее необходимо организовать раздельный сбор ТКО повсеместно, без смешивания основные виды - пластик, стекло, бумага, органические отходы и т.д.). К сожалению, раздельный сбор на сегодня не является обязательным.
Следующий шаг - наладить взаимодействие межу действующими участниками: региональными операторами, мусоросортировочными комплексами, утилизаторами, органами муниципальных и региональных властей, а также управляющими компаниями жилых комплексов, на территории которых установлены контейнеры для накопления ТКО, организовать раздельный сбор и на коммерческих предприятиях.
Определенных успехов члены СОПП УрФО в этих направлениях достигли, но для радикального реформирования всей сферы переработки отходов требуется принятие целого ряда нормативных актов.
На сегодняшний день элементы ЭЗЦ пытаются «встроить» в линейную систему обращения с отходами, а роль и функционал каждого субъекта-участника цепочки по переработке отходов законодательно не регламентированы. Они все должны работать синхронно и слаженно. Но федерального закона об ЭЗЦ пока нет, поэтому нет и механизма отрасли как таковой, а есть лишь ее отдельные звенья.
Правительство РФ относится ответственно к проблеме переработки отходов, многое уже сделано. Вступили в силу законодательные изменения (Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ) о расширенной ответственности производителя (РОП), где установлена обязанность производителя нести ответственность за утилизацию произведенной продукции, которая после использования станет отходом. Таким образом, каждый производитель сам принимает решение о привлечении третьих лиц для утилизации образовавшихся отходов, утилизирует их самостоятельно, либо платит в бюджет экологический сбор.
Кстати, отметим, что расширенная ответственность производителя – это один из ключевых экономических механизмов ЭЗЦ. Целесообразность его нахождения в законе об отходах (89-ФЗ) находится под очень большим вопросом. СОПП УрФО не только принимает активное участие в разработке проекта федерального закона «Об экономике замкнутого цикла», но вышел с инициативой в Минприроды России проработать вопрос об исключении положений о РОП из 89-ФЗ и включении этих положений в закон об ЭЗЦ. Считаем эту инициативу правильной.
Публично правовая компания Российский экологический оператор (ППК РЭО) запустили значимый, важный инструмент – Реестр утилизаторов, который позволяет подтвердить, какими именно мощностями обладают утилизирующие компании, какое оборудование для утилизации используют и многое другое. До последнего времени при получении лицензии указывались лишь виды отходов, виды работ, место осуществления деятельности, но не мощность оборудования. А именно, этот показатель позволяет понять, сколько полезного продукта может произвести утилизирующая компания, а сколько уйдёт на захоронение.
С января 2024 года утилизирующие предприятия должны отчитываться о своей деятельности ежеквартально. Постановка на учет принятых на утилизацию отходов теперь должна вестись регулярно, как в бухучете: сколько отходов взяли на утилизации и каков товарный выход, с целью исключить недобросовестных участников рынка.
Какова цель перехода на экономику замкнутого цикла?

Сегодняшняя практика по обращению с отходами - крайне расточительна. Стекло, пластик, бумага, пищевые отходы перемешиваются в одном дворовом мусорном контейнере, трудно сортируются, из-за чего вывозятся на полигоны и закапываются. Растут горы мусора, отравляя природу, а новые товары и упаковка производятся из первичного природного сырья. При таком подходе никаких, самых богатых природных ресурсов, надолго не хватит.
В качестве примера рационального использования сырья рассмотрим оборот такой распространенной тары, как стеклянная бутылка. Изначально она производится из кварцевого песка (первичное сырьё). В цену новой бутылки заложена стоимость утилизации (РОП), это обеспечивает ее переработку во вторсырье утилизирующими компаниями - стеклянный песок (вторичное сырье). При таком подходе количество циклов может быть бесконечным, а использование природных ресурсов сведено к минимуму. Вторичное сырье для производителя должно быть дешевле и экологичнее первичного, производство вторичного сырья (утилизация) заранее оплачено производителем товаров, именно на это нацелен механизм РОП. Таким образом, сбор использованных бутылок берет на себя население, транспортирование до мест обработки региональный оператор (за тариф), утилизацию с получением вторичного сырья возьмет на себя компания-утилизатор (за средства РОП).
Однако, хочу обратить внимание всего профессионального бизнес-сообщества на то, что главная роль ЭЗЦ – это работа не с отходами. В настоящее время мы (и даже на законодательном уровне) боремся уже с последствиями – то есть, с отходами, которые уже образовались. Но бороться нужно с причинами, а не с последствиями. Первоочередная задача ЭЗЦ – это предотвращение и минимизация самого образования отходов. Решить эту задачу можно и нужно только на этапе проектирования товаров.
В идеальном варианте экономика замкнутого цикла приведет к тому, что объем образования отходов станет в разы меньше.
Данную цель можно достичь, урегулировав этап проектирования продукции, а также этапы жизненного цикла продукции (именно продукции, до того момента, как продукция стала отходом): проектирование продукции (с принципами ресурсо- и энергоэффективности, вовлечением вторичных ресурсов при производстве продукции, с применением тех материалов и веществ, которые легко утилизировать, с продумыванием механизмов продления срока службы товаров, их ремонтопригодности) – создание продукции – продажа продукции – использование продукции потребителем – ремонт продукции - использование продукции потребителем (желательно уже на данном этапе применять замкнутый цикл) – организованный сбор продукции, которая пришла в негодность (то есть стала отходом) – выделение из отхода максимального количества полезных фракций – возврат полезных фракций обратно в производственный цикл для производства новой продукции.
Таким образом, экономика замкнутого цикла подразумевает процесс глобальной трансформации бизнес-процессов предприятий, позволяющий бизнесу встать на путь устойчивого развития.

Наша инициативная экспертная группа подготовила дорожную карту создания структуры ЭЗЦ на примере ТКО, которая состоит из 10 основных пунктов.
Во-первых - главным требованием для производителя должно стать максимальное использование такого сырья в производстве, продукцию из которого можно переработать после того, как она потеряет потребительские свойства и станет отходом (в частности, упаковка). В бытовом мусоре именно упаковка составляет львиную долю.
Упаковка должна иметь цветовую индикацию для упрощения процедуры сортировки, содержать прямую информацию из каких материалов она изготовлена и подлежит ли она утилизации. Такая информация должна занимать не менее 1/3 части упаковки. Сегодня покупатель, совершая покупку в магазине в принципе не задумывается, насколько экологична упаковка товара, поддается она или нет многократному рециклингу. Например, упаковка сока типа тетрапак направляется на захоронение, что несет существенный вред экологии. А упаковку в виде ПЭТ-бутылки (плёнки, стекла, бумаги, картона) возможно утилизировать с минимальным ущербом для окружающей среды.
Для повышения качества выборки полезных фракций отходов, поступивших на МСК, производителем упаковки (товара) должна быть нанесена специальная метка, для идентификации материала. Цифровые и оптические технологии современных МСК позволяют более качественно сепарировать отходы по цвету упаковки, или через считывание информации на микрополоске (метке), нанесенной на упаковку.
Вовлечение потребителя в процесс подготовки отхода продукции для переработки - задача производителя.

Во-вторых, население (потребители) - почти все твердые коммунальные отходы (ТКО) без разбора сваливает в мусорные контейнеры, в простонародье - на помойку, с надеждой, что кто-то их рассортирует и вернет во вторичный оборот. И это неправильно в принципе. Место «помоек» во дворе должны занять станции раздельного сбора отходов, как минимум, четырех основных видов: пластик, стекло, бумага и пищевых отходов.
Возвращаюсь к вопросу об ответственном потреблении.
В системе экономики замкнутого цикла потребитель, выбирая между ремонтом товара и отправкой товара в контейнер должен выбирать именно ремонт товара. И данная задача тоже должна решаться параллельно двумя главными силами: производители товаров и потребители товаров.
Если производители не начнут изготавливать запасные части к товарам, организовывать пункты и разрабатывать программы обслуживания своей продукции, производить товары с применением принципов ресурсосбережения, а органы государственной власти (региональные и муниципальные) не начнут поддерживать открытие пунктов ремонта и восстановления товаров, то все усилия по экологическому просвещению граждан будут тщетны.
С другой стороны, если граждане не приобретут навык, привычку ремонтировать вещи, то добиться цели продления срока службы товара тоже будет очень сложно.
В схеме, которая была указана выше: «потребление – ремонт/восстановление – потребление – ремонт/восстановление» - именно вот этот цикл и является жизненным циклом товара с точки зрения ответственного потребления. Чем больше раз товар будет ремонтироваться и возвращаться потребителю, тем дольше этот товар не станет отходом.
Наше население достаточно экологически продвинуто, и как только будет задан алгоритм действий всех участников - начнется движение в эту сторону.

В третьих, наладить взаимодействие власти с УК и ТСЖ, с целью переоборудования контейнерных площадок для размещения ТКО станциями по раздельному сбору отходов. УК и ТСЖ должны в обязательном порядке оборудовать ими буквально каждый двор.
Переход на раздельный сбор должен происходить одномоментно и повсеместно, этим процессом должны управлять муниципалитеты при помощи административно-контрольных мер. А отнюдь не добровольно, как сейчас. Население готово сортировать, а разместить негде.

В-четвертых, региональные операторы, вместо создания монополии, должны заниматься экономикой, то есть распределением средств за услуги ЖКХ по вывозу раздельно собранных ТКО и контролем за выполнением своих обязанностей подрядчиками - транспортными компаниями, осуществляющими вывоз мусора с мест накопления до МСК, согласно региональной территориальной схеме обращения с отходами потребления и производства.
В рамках линейной экономики маршрут мусоровозов пролегает от контейнерной площадки до полигона (городской свалки), и лишь небольшая часть мусора попадает на МСК.
Сегодня региональный оператор на тарифе: чем больше рейсов - тем больше заработок. Вывоз раздельно собранных отходов не повысит трудозатраты и расходы региональных операторов т.к. количество перевозимых отходов останется неизменным.
Надо решить вопрос какая будет ответственность, если оператор смешает один вид отходов с другим. Необходимо, в обязательном порядке, вводить дифференцированные тарифы на раздельно собранные ТКО и на смешанные, чтобы раздельный сбор становился выгоднее для потребителя.

В-пятых, МСК (мусоросортировочный комплекс) - в каждом МО необходимо стратегически продумать размещение МСК, чтобы это было выгодно по логистике, экономике, что многократно повысить качество обращения с отходами и контроль со стороны властей.
Необходимо сепарировать 100% бытовых отходов с целью отделить ту часть мусора, которая поддается переработке, от неперерабатываемой. Первую - направлять на переработку в утилизирующие компании, вторую - на обезвреживание и захоронение на мусорном полигоне.
Ввести систему учета и контроля за объёмами выборки полезных фракций на МСК и передачу их на утилизацию. Возможно, для этого потребуется внести изменения в постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов».
Но, в этой связи сразу же возникает вопрос – как МСК будут исполнять данные требования? Ведь, к сожалению, в большинстве случаев применяется ручной труд, ручная сортировка отходов. Для повышения КПД сортировочных станций их необходимо переводить на автоматические методы и способы сортировки.

В-шестых, утилизация как регулируемый вид деятельности.
Какая часть отходов перерабатывается, а какая - нет, сегодня неизвестно, поскольку никакой статистики не ведется. Региональный оператор перевозит отходы по тарифу, МСК сортирует по тарифу, отходы на полигонах размещаются по тарифу. Предприятия утилизирующие отходы работают на коммерческой основе и возьмут на переработку только выгодные для бизнеса материалы. Обязательств у них нет. В данном случае заинтересовать утилизаторов заняться переработкой невыгодных для бизнеса материалов только за счет средств РОП.
Требуется отладить механизм, который встроит в систему переработки отходов утилизирующие компании. Надо заинтересовать МСК, чтобы, как минимум 50% выбранных полезных фракций ТКО направлялись на утилизацию до уровня сырьевой базы. И это было бы обязательством.

В седьмых и восьмых. Обезвреживание и захоронение. Прежде чем попасть на полигон, перерабатываемые остатки отходов, оставшиеся после сортировки, должны пройти стадию обезвреживания. Сегодня, это звено между МСК и полигоном отсутствует. В рамках обезвреживания должна происходить либо энергетическая утилизация (через сжигание) либо компостирование пищевых органических отходов, перевод их в стадию гумуса (удобрения для АПК), RDF топлива, чтобы в результате на полигон попадало не более 10% (вместо нынешних 90%) от общей массы отходов.
Мошенничество при обработке на МСК можно пресечь при помощи крупных штрафов за рост объемов захоронения. При таком подходе огромная площадь нынешних полигонов начнёт сокращаться в разы, а затем можно будет приступить к переработке накопленных отвалов с последующей рекультивацией земли.

В-Девятых, возвращение в оборот восстановленного сырья.
Утилизация должна включать в себя переработку до уровня товарного сырья, из которого было произведено изделие, а не продукцию (товар), используемую потребителем. Выпуская продукцию, утилизирующая компания становится плательщиком РОП, и мы опять потеряем важную часть системы.
Закон об ЭЗЦ сделает утилизацию экономически выгодной, иначе утилизатор за неё и браться не будет (что сегодня и происходит). Плата РОП должна обеспечивать финансовую стабильность отрасли по возвращению отходов во вторичный оборот.
Предприятия, производящие продукцию, должны использовать вторичное сырье наравне с первичным сырьем, что замкнет цепочку задач по переходу на ЭЗЦ.

Десятое, и самое важное – у каждого предприятия должен быть директор (руководитель, начальник и т.д.).
Контроль со стороны Федеральных и Региональных властей государства.
Созданы все возможности для стимулирования производства продукции из вторсырья (ПП РФ 1224). Появились новые инструменты, но не хватает координации действий всех участников сферы переработки отходов.
Эту координирующую роль должно взять на себя учреждение, управленческий центр - Министерство или Департамент развития ЭЗЦ, который будет иметь полномочия по координации и контролю всех взаимодействий и технологической цепочек участников ЭЗЦ (от производителей до захоронения минимума отходов). Чтобы упаковка была перерабатываемой, чтобы средства РОП обеспечивали утилизацию, находились средства на раздельную транспортировку (раздельное транспортирование) и не было мошенничества при обработке отходов на МСК, обезвреживание и захоронении на полигонах и т.д.
Опять же, возвращаюсь к тому, что ЭЗЦ должно контролировать процесс проектирования товара – это не относится к компетенции тех ведомств в регионах, которые отвечают за региональные проекты по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (по большей части, это Минприроды или МинЖКХ субъектов Российской Федерации). Если мы хотим начать решать проблему с начала (как было сказано в начале данной статьи), а не бороться с последствиями (отходами), то Министерство или Департамент ЭЗЦ должен иметь данные о всей цепочке жизненного цикла товара (от его задумки до его потребления, до того момента, как продукция стала отходом, но одновременно с этим, данное ведомство должно иметь представление о способах и методах утилизации отходов, чтоб давать рекомендации по введению запретов на производство товаров из не утилизируемых материалов.
Сегодня это звено (орган) отсутствует, у каждого ведомства - свои подходы к производству, потреблению, ремонту товаров и утилизации отходов, а у семи нянек, как известно, дитя без глазу.

Дорожную карту по формированию структуры ЭЗЦ мы активно продвигаем и обсуждаем со всем участниками сферы переработки отходов.
В феврале 2024 года в Екатеринбурге состоялся круглый стол на тему проведения «НИР по переходу на ЭЗЦ». В наших ближайших планах - совместно с Правительством региона реализовать НИР в рамках пилотного проекта на территории Свердловской области. Планируется привлечь для этого научные организации и спонсоров, наработать практический опыт, выявить проблемы, предложить пути их решения. Такой подход поможет максимально проработать проект закона об ЭЗЦ, сделать его по настоящему рабочим, тщательно прописать в нём функции участников процесса на всех этапах.
Тогда переход к экономике замкнутого цикла и стопроцентная переработка отходов станут реальностью!
Скачать презентацию "Переход на экономику замкнутого цикла Свердловской области".
04 апреля 2024 г.

Автор статьи: Сергей Литвиненко.

За дополнительной информацией обратитесь в исполнительную дирекцию СОПП УрФО
Союз отходоперерабатывающих предприятий Уральского федерального округа (СОПП УрФО),
ОГРН: 1206600063856; ИНН: 6679137831;
Уч. номер в Реестре НКО Минюста РФ: 6614060425.
Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Титова 19 А, офис 316.
soyuzurfo@mail.ru
8-800-222-85-57
© СОПП УрФО, 2020 - 2024