Проблема больших городов

Что происходит с отходами шин и покрышек?

Ситуация с образованием отходов шин и покрышек в Свердловской области и г. Екатеринбурге находится на контроле органов региональной власти.
Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р с 1 января 2019 г. запрещено направлять на полигоны отработанные шины и покрышки. Эти отходы не входят в состав ТКО (твердых коммунальных отходов), поэтому РО (региональные операторы по обращению с ТКО) не осуществляют их вывоз с контейнерных площадок.
Данный запрет был введен, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду и через утилизацию вовлечь вторичные ресурсы в новый оборот для получения вторсырья.
В 2024 г. вступили в силу поправки в 89-ФЗ в части реформирования механизма РОП (расширенная ответственность производителя), где установлена обязанность производителя/импортера нести ответственность за утилизацию произведенной/ввезенной продукции, которая после использования станет отходом.


Производители/импортеры шин вправе выполнять свою обязанность в рамках РОПа тремя способами: 1) Уплатить экосбор в бюджет РФ; 2) Произвести утилизацию самостоятельно; 3) Заключить договор с утилизирующей компанией на утилизацию отходов шин и покрышек, которая может компенсировать свои расходы за счёт средств РОПа, но проблема в том, что установленные нормативы по их утилизации не охватывают весь объем образуемых отходов, а действующие ставки на утилизацию отходов шин и покрышек и не покрывают затрат утилизатора на их утилизацию.
В 2024 г. норматив утилизации для производителя/импортера шин составляет 30% от объема выпущенной им продукции за определенный период т.е. он должен обеспечить утилизацию 30% произведенных/импортированных шин после утраты ими потребительских свойств. А как утилизировать оставшиеся 70 %, кто за это заплатит?
Производитель/импортер уже включил 100% норматив утилизации в себестоимость продукции, а не 30% как предусмотрено ПП №2414 РФ от 29.12.23 г. и за это уже заплатил потребитель. К 2030 г. норматив утилизации шин и покрышек постепенно должен вырасти до 80%, а это значит часть данных отходов не будет утилизирована т.к. компенсация затрат утилизаторам не покроет расходов на утилизацию. Кто возьмет на себя эти расходы, государство или все-таки производители/импортеры шин?
Сейчас шины и покрышки должны накапливаться и храниться на специализированных площадках с последующей передачей на утилизацию, а не выбрасываться на несанкционированные свалки, на ликвидацию которых муниципальные власти вынуждено тратят бюджетные деньги.
Сейчас шины и покрышки должны накапливаться и храниться на специализированных площадках с последующей передачей на утилизацию, а не выбрасываться на несанкционированные свалки, на ликвидацию которых муниципальные власти вынуждено тратят бюджетные деньги.
С проблемой несанкционированных свалок шин на придомовых территориях сталкиваются управляющие компании МКД (многоквартирных домов) на них ложится бремя по их ликвидации за счёт средств собственников МКД не имеющих отношения к этим отходам.
Для наглядности несколько свежих примеров как решают проблему с отходами шин и покрышек. Делается это в разных регионах по-разному, как правило — это разовые инициативы, а не системная работа. Например, в апреле 2024 г. в г. Омске муниципальные власти заключили соглашение с одной из утилизирующих компаний о приёме шин у населения и бюджетных организаций на безвозмездной основе. В результате был открыт один пункт приема шин и покрышек способный собирать до 5000 т. в год и до 20 т. в день. По данным СМИ Омичи инициативу восприняли по-разному, одни положительно, другие увидели в ней способ получения утилизатором бесплатного «сырья» для производства им продукции. В то же время Администрация г. Кирова заключила единый договор с РО о вывозе отработанных шин и покрышек с контейнерных площадок, расположенных в черте города. Были установлены специальные контейнеры под данный вид отходов, которые стали стремительно наполняться, в отдельных случаях в них стали складывать мебель, строительные отходы и т.п. ввиду отсутствия на них соответствующих обозначений.
В Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и г. Екатеринбурге периодически проводятся акции по приему отработанных шин и покрышек за счет средств местных бюджетов, собранные отходы передаются местным утилизирующим компаниям на утилизацию, которые изготавливают из них продукцию, используемую в дальнейшем для благоустройства местных объектов инфраструктуры. Помимо этого, местные власти проводят конкурентные процедуры в рамках ФЗ-44 на ликвидацию несанкционированных свалок, а также сбор и транспортирование автомобильных шин с передачей на утилизацию утилизирующим компаниям.
Данные примеры демонстрируют попытки решения ситуации с отходами шин и покрышек, но они имеют точечный, а не системный характер, что в целом практически не влияет на объемы утилизации и сокращение данного вида отходов.
Если сейчас провести эксперимент по сдаче отработанных шин и покрышек на утилизацию, например через сеть шиномонтажных предприятий, то выяснится, что только крупные «шиномонтажки» могут принять их на «утилизацию» от граждан в количестве не больше 2-х комплектов. Одни готовы это сделать за дополнительную плату (от 100 руб. за отработанную покрышку от легкового ТС), другие закладывают эту стоимость в цену услуг шиномонтажа. После отработанные шины свозятся на площадки, где образуют «резиновые» горы, в итоге на утилизацию попадает только малая часть.
Попытка сдать отработанные шины напрямую утилизатору организацией на данный момент выглядит так, утилизатор готов принять отработанные шины на утилизацию безвозмездно при наличии паспорта отхода, оформление которого повлечет за собой дополнительные расходы у сдающего. Парадокс сложившейся ситуации в том, что производитель/импортёр уже заложил в цену реализуемой продукции расходы на их утилизацию, за которую заплатил покупатель и все равно практически на каждом этапе движения отходов взымаются денежные средства. Получается двойная, тройная плата!
Цивилизованная схема утилизации отходов шин и покрышек в рамках ЭЗЦ выглядит следующим образом:
1. Необходимо наладить механизм компенсации затрат на утилизацию утилизирующим компаниям (РОП) от производителя/импортера;
2. Организовать постоянные места сбора отходов шин и покрышек у населения и организаций с обязательным оформлением документов по сдаче-приемке, регламентировать периодичность их вывоза на утилизацию местным предприятиям;
3. Провести кампанию по информированию населения и организаций о новом порядке сбора отработанных шин и покрышек;
4. Ввести постоянный контроль (в т.ч. с использованием систем видеонаблюдения) за соблюдением нового порядка сбора отходов шин и покрышек и в случаях его нарушения привлекать виновных лиц к ответственности.

За нарушение действующего законодательства РФ в области обращения с отходами предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая ответственность (ст. 28, ФЗ «Об отходах производства и потребления»), за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (ст.75 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч.4 ст.14, ФЗ «Об отходах производства и потребления» требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер» регламентированы в Приказе Минприроды РФ № 399 от 11.06.2021 г.
п.24 ПП СО № 969-ПП от 26.12.2018 г. «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Свердловской области» установлено, что отдельные виды и группы отходов, группы однородных отходов, складируемые раздельно в местах (площадках) накопления ТКО, направляются на объекты обработки, обезвреживания, утилизации отходов.
Ст. 8.2. КоАП РФ установлена административная ответственность за «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления». В зависимости от размера причиненного ущерба, объекта посягательства, объективной стороны и степени общественной опасности деяния могут быть квалифицированы не как административный проступок, а как преступление по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ.
Возвращаясь к механизму РОП, необходимо подчеркнуть, что данный механизм предусматривает несение затрат по дальнейшей утилизации отходов образованных в результате потребления выпускаемых ими товаров и утраты ими потребительских свойств, производителями/импортерами шин.
В случаях, когда производитель/импортер шин на заключает договор на утилизацию с утилизирующей компанией и не утилизирует сам, он уплачивает экологический сбор в государственный бюджет по установленной ставке. На 2024 г. ставка составляет 7109 руб. за тонну продукции (ПП РФ от 09.04.16 г. № 284). Фактические сейчас затраты утилизаторов на утилизацию шин выше, поэтому необходима скорейшая корректировка нормативов утилизации и ставок экосбора для производителей/импортеров шин в сторону их повышения. Тогда средства, которые они уже заложили в себестоимость продукции и за которую уже заплатил конечный потребитель, будут направлены на развитие инфраструктуры по 100% утилизации отходов, в том числе на создание утилизирующих мощностей, которых на данный момент в регионах катастрофически не хватает, что тормозит переход к экономике замкнутого цикла (ЭЗЦ), принципами которой являются:
1) минимизация и предотвращение образования отходов;
2) максимальное использование вторичного сырья в производстве;
3) продление жизненного цикла товаров;
4) раздельный сбор, направление отходов на утилизацию;
5) сокращение попадания отходов на полигон.
За нарушение действующего законодательства РФ в области обращения с отходами предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая ответственность (ст. 28, ФЗ «Об отходах производства и потребления»), за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (ст.75 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч.4 ст.14, ФЗ «Об отходах производства и потребления» требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер» регламентированы в Приказе Минприроды РФ № 399 от 11.06.2021 г.
п.24 ПП СО № 969-ПП от 26.12.2018 г. «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Свердловской области» установлено, что отдельные виды и группы отходов, группы однородных отходов, складируемые раздельно в местах (площадках) накопления ТКО, направляются на объекты обработки, обезвреживания, утилизации отходов.
Ст. 8.2. КоАП РФ установлена административная ответственность за «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления». В зависимости от размера причиненного ущерба, объекта посягательства, объективной стороны и степени общественной опасности деяния могут быть квалифицированы не как административный проступок, а как преступление по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ.
Фактически процесс перехода на ЭЗЦ уже случился. Вопрос, только в том какой он будет? Плавный, сбалансированный, где учитываются мнения всех участников или резкий и жесткий с учетом минимального количества интересов «игроков». Выбор в пользу первого варианта сейчас напрямую зависит от степени активности и вовлеченности каждого участника процесса.

Пункты приёма шин и покрышек в Свердловской области (в стадии формирования):

Позаботимся об окружающей среде вместе, сдадим шины и покрышки в пункт приема!

За дополнительной информацией обратитесь в исполнительную дирекцию СОПП УрФО
Союз отходоперерабатывающих предприятий Уральского федерального округа (СОПП УрФО),
ОГРН: 1206600063856; ИНН: 6679137831;
Уч. номер в Реестре НКО Минюста РФ: 6614060425.
Исполнительный директор: Евланов Андрей Владимирович,
Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Титова 19 А, офис 316.
soyuzurfo@mail.ru
8-800-222-85-57
© СОПП УрФО, 2020 - 2024